Подготовка реферата

Требования к реферату

1. Аспиранту (соискателю) на базе самостоятельного изучения историко-научного материала необходимо представить реферат по истории соответствующей отрасли наук по согласованию с научным руководителем диссертации и кафедрой философии.
2. Тему реферата необходимо утверждать локальным актом организации, где выполняется диссертационное исследование.
3. Проверку подготовленного по истории соответствующей отрасли науки реферата необходимо проводить научному руководителю, который осуществляет первичную экспертизу, а также специалисту по истории отрасли науки или прошедшему повышение квалификации по дисциплине "История и философия науки", который предоставляет короткую рецензию на реферат и выставляет оценку по системе "зачтено - незачтено".
При наличии оценки "зачтено" аспирант (соискатель) допускается к сдаче экзамена по философии науки и по философским (методологическим) проблемам соответствующей отрасли наук.

Методические указания к написанию реферата по истории и философии науки

1. Реферат является письменной работой, которую выполняет аспирант или соискатель, готовящийся к сдаче кандидатского экзамена по «Истории и философии науки».
2. Реферат должен быть самостоятельной работой, показывающей способность автора систематизировать теоретический материал по теме, связно его излагать, творчески использовать философские идеи и положения для методологического анализа материалов науки, по которой специализируется аспирант или соискатель.
Прямое заимствование без указания источников использованных текстов недопустимо. Научные идеи, пересказанные своими словами, мысли других авторов и цитаты должны иметь указания на источник. Следует давать в квадратных скобках сквозную нумерацию цитируемой литературы: первая цифра — порядковый номер из списка литературы, а вторая цифра — страница. Например, [2, c. 56].
3. Тема реферата избирается аспирантом (соискателем). При выборе ее следует пользоваться советами консультанта и научного руководителя. Реферат должен освещать важнейшие теоретические проблемы, связанные с научной специальностью или темой диссертации аспиранта (соискателя). Тема и содержание реферата должны быть согласованы с научным руководителем.
4. Реферат обязательно должен иметь содержание, введение, изложение содержания темы, заключение, список использованной литературы, (при необходимости приложение).
5. Содержание содержит все перечисленные в п. 4 структурные элементы реферата, с указанием страниц, на которых они находятся. Заголовки содержания дублируются в тексте реферата.
6. Введение — важнейший смысловой элемент реферата. Форма его произвольна, но в нем должны получить отражение следующие вопросы: обоснование выбора темы, оценка ее с точки зрения актуальности, новизны и практической значимости, указание на связь избранной темы с научной специальностью автора.
7. Основное содержание работы должно представлять собой самостоятельно выполненное исследование по проблеме, заявленной в названии реферата, или обобщение имеющейся литературы, или методологическую разработку проблемы в сфере научных интересов автора реферата.
8. В заключении дается краткое резюме изложенного в основной части реферата, или выводы, сделанные из этого изложения, или практическое применение содержащегося в реферате материала.
9. Список использованной литературы содержит указание на изученные автором работы. Он должен включать в себя фундаментальные труды по теме и последние публикации по ней.
10. Реферат в объеме 27-30 страниц должен быть сброшюрован и иметь титульный лист.
11. Аспиранты (соискатели) сдают завизированный консультантом и научным руководителем реферат заведующему аспирантурой за неделю до экзамена по истории и философии науки. Аспиранты (соискатели), не сдавшие реферат, до экзамена не допускаются.

Образец титульного листа реферата
 Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
Федеральное государственное бюджетное учреждение
"Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации)


Специальность:
25.00.30 (11.00.09) — Метеорология, климатология, агрометеорология или
25.00.29 (04.00.23) — Физика атмосферы и гидросферы

Форма обучения: очная (заочная, соискательство)

Реферат

по дисциплине «История и философия науки»
на тему: «________________________________»

 

Выполнил:
аспирант
(соискатель) __________________ Иванов И. И.
(подпись)

Проверил консультант :
к.ф.м.н. __________________ Шестакова Н.А.
(подпись)


Научный руководитель:
д. ф.-м. н., профессор __________________ Михайлов М. М.
(подпись)

Москва, год
 

 

Вопросы к экзамену

1.    Понятие и функции науки.
2.    Три аспекта бытия науки.
3.    Научное и ненаучное знание. Наука и псевдонаука.
4.    Место и роль науки в культуре.
5.    Философия и наука: грани взаимодействия.
6.    Наука и нравственность.
7.    Проблема классификации наук.
8.    Предмет философии науки.
9.    Основные концепции современной философии науки
10.    Проблема возникновения науки.
11.    Научные знания в античности.
12.    Средневековые формы развития научного знания.
13.    Научные идеи в эпоху Возрождения.
14.    Новоевропейская наука ХУ11 – ХУ111 веков.
15.    Новоевропейская наука Х1Х – первой половины ХХ века.
16.    Особенности современного этапа развития науки
17.    Синергетика. Ее предмет и функции.
18.    Научные революции и смена типов научной рациональности.
19.    Наука как социальный институт: этапы становления
20.    Взаимодействие науки с обществом и его различными подсистемами.
21.    Этика научной деятельности.
22.    Биофилософия и биоэтика.
23.    Общие закономерности развития науки
24.    Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
25.    Методы научного познания и их классификация.
26.    Понимание и объяснение.
27.    Системность и синергетика – новые парадигмы методологии науки.
28.    Становление развитой научной теории.
29.    Критерии научности знания.
30.    Рациональное и иррациональное. Вера и знание.
31.    Проблема и гипотеза  как формы развития научного знания.
32.    Понятие истины в современной философии науки.
33.    Естественные науки и математика.
34.    Социально-гуманитарные науки: методы и закономерности развития.
35.    Предмет и задачи философии естествоззнания.
36.    Науки о Земле: практические и теоретические основы.
37.    Основные философские проблемы наук о Земле.
38.    Философские проблемы географии и геоэкологии.
39.    История и философия физики атмосферы и гидросферы.
40.    Философские проблемы специальности.

Основная литература

1.    Степин В.С. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический проект, 2014 г. – 424 с.
2.    Современные проблемы естественных, технических и социально-гуманитарных наук. М.: Гардарики, 2006. – 639 с.
3.    История и философия науки. Методические материалы. Составитель: Сафьянов В.И. М.: МГУП, 2007.

Дополнительная литература

1.    Канке В.А. Философия математики, физики, биологии: Учебное пособие. – М.: Кнорус, 2011. – 368 с.
2.    Канке В.А. Философия науки: краткий энциклопедический словарь. М.: Омега-Л, 2008. – 328 с.
3.    Петров Ю.П. История и философия науки. Математика, вычислительная техника, информатика. – СПб.: БХВ-Петербург, 2012. – 448 с.
4.    Философия науки: Общий курс: Учебное пособие/Под. Ред. С.А. Лебедева.- М: Академический проект, 2005. – 735 с.
5.    Философия математики и технических наук. – М.: Академический проект, 2006. – 779 с.

Литература для самостоятельного изучения:

1.    Койре А. Очерки истории философской мысли. О влиянии философских концепций на развитие научных теорий. М.,1985 г.
2.    Кохановский В.П., Лешкевич Т.Г., Матяш Т.П., Фатхи Т.Б. Основы философии науки. Ростов н/Д: Феникс, 2006, - 352 с.
3.    Микешина Л.А .Философия науки. Научное знание в динамике культуры. Методология научного исследования. М.: Прогресс-Традиция: МПСИ: Флинта, 2005. – 464 с.
4.    А.Л. Никифоров. Философия науки: история и теория. М.: Идея-Пресс, 2006
5.    К. Поппер. Логика и рост научного знания. М.: Прогресс, 1983 г.
6.    Философия и методология науки. Учебник для вузов. (Колл. авторов)/ Под ред. В.И. Купцова. М.: Аспект-Пресс, 1996 г.
7.    Томас Кун. Структура научных революций. М.: Изд. АСТ, 2001 г.